You are here

Размышления о самоубийстве

Говорит задумавший лишить себя жизни: "надежды меня обманули; люди мне изменили; ничего радостного не вижу я для себя и в будущем времени; мое положение безвыходное, жизнь мне тяжелое время - итак, лучше уж сброшу с себя это бремя..."

О, жалкий собрат! Кто же виноват в твоих неудачах и некоторых страданиях в жизни если не ты сам? Посмотри лучше на собственные твои отношения к ближнему и на всю твою прошедшую жизнь: сколько было и твоих измен ближнему, сколько оскорблений Господа Бога смертными грехами, - и вразумись! Как много на свете людей, которые несравненно больше тебя терпят! Наконец, если б и действительно все люди изменили тебе, Господь Бог никогда не оставит тебя и будет твоим Отцом Благодетелем. Зачем же ты не хочешь прибегнуть к Нему?

Но есть, рассуждают, такие несчастные на свете, которым и собственная совесть не скажет, что они сами виноваты в свои несчастиях; это, например, гонимые по зависти или клеветам со стороны высших лиц; невинно теснимые в своей семье жестоким мужем или злою свекровью; не могущие по обстоятельствам найти себе места - должности - и всюду встречающие одну только холодность и жалось лишь на словах. Стоит ли считать жизнь этих людей жизнью? Не те ли одни ответят за их жизнь, которые довели их до самоубийства? Какие легкомысленные суждения! Согласимся что в данное время жизнь для иного человека чрезмерно тяжела, что каждый почти день у него вздохи и слезы. Но пусть этот человек обратится мыслью к прежней своей жизни, пусть проследит дни своего детства или еще не столь давние годы в своей жизни - мало ли он найдет у себя светлых дней и благодеяний Божиих к нему, за которые должен благодарить Всевышнего! И даже в иных случаях не успевал ли он по милости Божией больше, чем другие? Итак, должен бы он сказать: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов.2,10)

Но и в настоящем времени невинный страдалец ужели не найдет хоть час отрады себе? Еще он жив и здоров, еще надеется и завтра пробудится от сна, чтоб осветиться солнечными лучами, чтоб взглянуть на прекрасную природу, а если человек семейный, то и встретить улыбку своих малолетних детей. Ужели же лучше этого состояние произвольно отказаться видеть свет Божий, свою родную семью и пасть где-нибудь окровавленным от собственных рук?

А сколько утешений предлагают страдальцу святая вера и Церковь? Если он православный христианин, пусть раскроет пред собой Евангелие, и там готовы ему утешения: "блаженны плачущие" (Мф.5,4) "...и волос с головы вашей не пропадет"(см. Деян.27, 34; ср.Мф.10,30) Пусть прибегнет он и сто раз прибегает, к Божией Матери: Она, как изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительница, как и самых отчаянных от рова погибели похищающая, без сомнения, поможет и ему. Не доступно ли и этому человеку во всякое время приобщение Святых Таин, в которых бы он соединился с Богом всякой утехи? Зачем же он, изнемогая духом, не ищет себе этого могущественного подкрепления? Да и одно то, что ему всегда открыта дверь в храм Божий, что он слышит каждый день благовест к обедне, что может ограждать себя крестным знамением и приносить молитву святым, - как это одно может оживить его унылый дух!

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer